Литературное чтение. Тема : Учимся любить. Татьяна Пономарёва. Лето в чайнике. А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре

Цель: Развитие навыка работы с текстом. Задачи:

  • Продолжать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений.
  • При помощи системы вопросов побудить детей перечитывать тексты рассказов по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста и др.).
  • Развивать устную речь учащихся в связи с необходимостью пересказа событий рассказа.
  • Работать над пониманием смысла названия рассказа.
  • Учить работать с картиной

Ход урока

  1. 1. Введение в тему.

Над какой большой темой начали работу на прошлом уроке? С каким произведением познакомились? Кто может определить  тему сегодняшнего урока? На какой странице начнём работу? Где об этом можно узнать? Какие ещё произведения Т.Пономарёвой читали? Кто является главным героем её рассказов? В чем заключается главный бабушкин талант?

  1. 2. Работа над произведением Т. Пономаревой  «Лето в чайнике»

Сегодня, как вы уже определили, мы познакомимся ещё с         одним произведением  Татьяны Пономарёвой. Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? А теперь проверьте свои догадки.

  • Первичное чтение текста.

Какой новый герой появляется в рассказе?

  • Работа над содержанием прочитанного

-Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка!- сказала Маша, когда закончила читать  рассказ. <;p>Ты понимаешь, что Маша имела в виду? А подтвердить Машин вывод сможешь? А дедушка смог бы тоже приютить потерявшийся автобус, услышать в шкафу оркестр, изменить для снеговика погоду? Почему вы так думаете? Найдите в этом рассказе переломную строчку. Почему вы считаете, что эта строка является переломной? Божья коровка попала к жестоким или хорошим людям? Подтверди свои слова. Из каких строчек понятно,  что  доброта – это семейная черта, а не только особенность бабушки и дедушки? Действительно, каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением. Рассмотрите рисунок учебника. Можно ли по лицам изображенных героев определить их характер? Какой он у них? Почему вы так думаете? Найди в тексте строчку: «Мы заговорили все  разом». Предположи, кто такие «мы»? Какие догадки были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике? А какая у тебя версия на этот счёт? Вернись к названию рассказа. Почему же этот рассказ называется «Лето в чайнике»? Попробуй объяснить его смысл. Почему этот рассказ помещён в главе о любви? Как об этом сказали Михаил Потапович ?

  1. 3. Поход в «Музейный дом». А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

Но любить природу – это значит ещё и восхищаться её необыкновенной красотой. Рассмотрите «Лунную ночь на Днепре» Архипа Куинджи. А теперь закройте глаза. Вспомните, какого цвета небо? А река? Откройте глаза и вновь рассмотрите репродукцию  картины. Небо ясное или облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета луна окрашивает облака? У тебя появилось впечатление , что небо светится? Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба? Закрой изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж теперь. Как преобразился пейзаж? Убери бумагу. Теперь закрой, а потом открой изображение луны. Возникает ли впечатление, что освещение меняется прямо на глазах? Найди домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там, внутри пейзажа, все погрузилось в сон? Что везде разлита тишина? Понравилась ли вам картина? Как она называется? Кто её автор?

  1. 4. </em>Прослушивание  музыкального произведенияМиша  сказал Анишит Йокоповне, что после просмотра этой картины хочется послушать красивую музыку. Давайте и мы вместе с Мишей послушаем музыку, очень близкую по характеру картине А.Куинджи. Это «Лунный свет» Клода Дебюсси.
    1. 5. Итог урока

    Понравилось ли вам сегодня на уроке? Что запомнилось больше всего?

    1. 6. Домашнее задание

    Перечитайте ещё раз рассказ Т. Пономарёвой «Лето в чайнике»

Учимся любить Т.Пономарёва. Прогноз погоды Т. Пономарёва. Лето в чайнике С.144 В содержании Автобус. В шкафу. Бабушка Главный бабушкин талант заключается в её способности сопереживаить окружающим, думать о них, то есть в её способности любить. Читают специально подготовленные дети Дедушка Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый. Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем её тревожить», т.е. он относится к маленькому насекомому как к равному себе. На дне сидела божья коровка. После этой строки возможно любое развитие событий. Если люди жестокие, они не пожалеют божью коровку – выбросят её и заварят в чайнике чай. Хорошие люди пожалеют коровку. Внуки, внучки, мама, папа и т.д. «Всю зиму простоял он там. Возле него мы и говорить стали тише…» Стр. 145 Стр. 146 Текст назван в соответствии с его основным переживанием. Ведь для всех божья коровка – это знак лета, летом она живет, а зимой впадает в спячку. Таким образом, божья коровка напоминает всем о лете. Когда она проснётся и улетит, это будет означать, что наступило лето. Б.К. – это чудо, кусочек лета среди зимы, которым они восхищаются. Необыкновенный эффект лунного света художник передаёт за счет контрастного освещения реки и берега, неба и облаков. Темно-синее ночное небо  почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта лёгкой дымкой, в ней ощущается глубина. Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчез самый яркий контраст  в картине – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж становится более спокойным и умиротворенным. Луна является главным источником света на картине. Река светится только  отраженным светом луны.  С «появлением» луны пейзаж становится как будто  торжественней. Если рассмотреть погруженные в сон домики с тёмными крышами на берегу Днепра, то можно обнаружить, что пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу. Это еще один контраст, на котором строится картина. «Лунный свет» Клода Дебюсси.

теги: , , ,